Комплект документов на регистрацию готов и подан, прошли заветные 5 дней, но вы получили отказ, который, на Ваш взгляд, незаконный и необоснованный? Как с этим бороться? Куда идти и кому жаловаться?
22 августа 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 года № 241 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный закон установил порядок обжалования решений регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации либо в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Раньше закон содержал лишь отсылку на возможность обжалования подобных решений в судебном порядке, теперь же процедура обжалования регулируется отдельной главой. Основное нововведение – если вам отказали, то обязательно обжаловать это решение нужно в досудебном порядке, обратившись в вышестоящие органы. Проще говоря, теперь мы можем пожаловаться на действия МИФНС № 46 в Управление ФНС России по г. Москве, которое и является вышестоящей инстанцией.
Сроки и порядок подачи жалобы
Жалоба может быть подана в вышестоящую инстанцию в течение трёх месяцев с момента получения решения об отказе.
Подает жалобу лицо, права которого нарушены. Это могут быть:
- физическое лицо (учредитель новой организации при отказе в первичной регистрации);
- юридическое лицо (в лице своего единоличного исполнительного органа).
Жалобу можно подать в вышестоящую инстанцию, либо в регистрирующий орган, решение которого обжалуется. В последнем случае регистрирующий орган обязан в течение трёх дней передать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Способы подачи жалобы
Жалоба может быть подана:
- Непосредственно заявителем (физическое лицо при отказе в первичной регистрации);
- Законным представителем заявителя – юридического лица (генеральным директором, либо представителем по доверенности);
- Направлена по почте ценным письмом с уведомлением;
- Направлена в виде электронного документа через интернет.
В последнем случае необходима электронная цифровая подпись, которая получается в специализированных удостоверяющих центрах.
К жалобе можно приложить документы, подтверждающие доводы заявителя.
Существуют ситуации, когда предоставление тех или иных документов не предусмотрено законом, но требования регистрирующих органов обязывают их предоставлять. Наглядным примером будет предоставление документов на юридический адрес организации, будь то заявление о первичной регистрации, или смена места нахождения. В обоих случаях ИФНС потребует документы, подтверждающие гарантированное присутствие юридического лица по тому или иному адресу. Такими документами могут являться:
- гарантийное письмо собственника помещения,
- свидетельство о праве собственности на помещение,
- договор аренды и/или субаренды (при изменении адреса),
- согласие всех собственников, если в качестве юридического адреса используется жилое помещение.
Сроки и порядок принятия решения вышестоящим органом
Вышестоящий орган рассматривает полученную жалобу в течение 15 рабочих дней. Однако, данный срок может быть продлен ещё на 10 рабочих дней при следующих обстоятельствах:
- Заявитель предоставил для рассмотрения жалобы дополнительные документы;
- Вышестоящий орган запросил у нижестоящего дополнительную информацию, необходимую для принятия решения по жалобе.
Результатом рассмотрения жалобы является принятие одного из следующих решений:
- жалобу удовлетворят;
- жалобу не удовлетворят;
- жалобу оставят без рассмотрения (в определенных законом случаях).
Если жалобу удовлетворят, то налоговый орган, решение которого обжаловалось, обязан в течение пяти дней принять новое решение, и внести соответствующую запись в единый государственный реестр.
Специалисты нашей компании имеют большой опыт в успешном обжаловании решений регистрирующих органов, и, в случае необходимости, мы всегда готовы помочь Вам.
Марина Кудашкина
Юрист
ООО "Профдело"